Перейти на главную страницу сайта «Мозаика развития»

В чем же отличие годовалых ребятишек от дошколят?

Дошкольники по характеру своей деятельности на празднике выступают в роли исполнителей, зрителей, участников игр и различных действий. Дети старше 2-х лет проявляют интерес к деятельности взрослых: наблюдают за их действиями, внимательно слушают, о чем им рассказывают, активно реагируют на увиденное и услышанное, с удовольствием подражают действиям взрослых. В этот период у детей начинают формироваться первые исполнительские навыки (подпевание, выполнение элементарных танцевальных движений, игра на детских шумовых инструментах и т. д.). Все это доставляет им большое удовольствие.

Малыши от года до двух лет пока не испытывают потребности что-то повторить за взрослым. Родители зачастую сами просят детей выполнить какое-либо действие: потопать, похлопать и пр. Быть внимательными зрителями малыши тоже пока не могут. У них еще нет большого интереса к чужой деятельности, к тому, как кто-то пляшет, поет или что-то рассказывает. Это придет к ним позже. Сейчас их внимание скорее может привлечь яркий предмет, что-нибудь необычное. Им не хочется наблюдать, как манипулирует с предметом взрослый. Гораздо интересней поскорее взять игрушку в руки, а то и попробовать ее на вкус. Мы можем назвать наших годовалых детишек маленькими деятелями, и в основе праздника для них должна быть разнообразная детская деятельность, вызывающая их эмоциональный отклик.

Виды детской деятельности на празднике

Музыкальные игры с игрушками, предметами, детскими шумовыми инструментами

Известно, что основная деятельность детей до трех лет — предметная, поэтому как бы интересно вы не рассказывали о чем-то, как бы выразительно не изображали сказочных персонажей, как бы весело не играли с куклой, ребенок не будет долго наблюдать за вашими стараниями, а скорее найдет себе какое-то дело, если не занять его ярким интересным предметом или игрушкой. Дети будут разбредаться по залу, пока им не предоставят возможность действовать с чем-то, что можно потрогать, повертеть в руках. Напомним, что речь идет о детях от года до двух лет. Они еще совсем крошки, которые сначала цепляются за своих мам, а, немного освоившись, нарезают круги по музыкальному залу, где так красиво и много места для того, чтобы побегать.

При правильном подборе игр и умелом их проведении дети постепенно будут проявлять все больше заинтересованности, постепенно переходя от позиции наблюдателя к позиции участника игр. Со временем дети будут осваивать новые, более сложные игровые действия, появится связь игры с музыкальным сопровождением. Необходимо побуждать малышей включаться в игру, выполняя действия по показу взрослых, а затем и по собственной инициативе.

В сценарии нужно предусматривать игровые моменты с какими-то предметами, игрушками (птичками, воздушными шарами, цветочками и т.д.), детскими шумовыми инструментами (погремушками, ложками, колокольчиками, бубнами). Естественно, что игрушки должны быть яркими, безопасными и в достаточном количестве для всех детей. Приведем примеры игр с использованием предметов, игрушек и атрибутов.

Игра «Птички»

Для каждого ребенка изготавливается птичка из цветного картона, к ней приклеивается атласная ленточка, чтобы птичку можно было удобно держать. При опускании и поднимании птичка «машет» крылышками. Каждый ребенок получает красивую яркую птичку. Под спокойную музыку птички «летают», садятся на землю, кружатся. Дети и взрослые могут покормить птичку из своей ладошки, послушать песенку:
Маленькая птичка прилетела к нам
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет,
Маленькая птичка песенку поет.

Игра «Покорми птичку»

Из поролона толщиной 1 см вырезаются зернышки, раскрашиваются в желтый цвет. Зернышки высыпаются на пол. Дети кормят своих птичек, собирают зернышки в корзинки, в ладошки, приносят их родителям.

Видео-сюжет «Покорми птичку»

«Покорми птичку»
Нормальное качество:
скачать (0.3 Мб)

Высокое качество:
скачать (1.1 Мб).

Игра с воздушными шарами

Воздушные шары наполнены гелием, к каждому привязана ленточка такой длины, чтобы можно было достать улетевший шарик. Игру можно организовать так, чтобы ребенок дотягивался до ленточки с помощью родителей или когда взрослые достают шар, а дети их снова и снова отпускают. Проделывать это они могут бесконечное количество раз.

Игра с колокольчиками

Дети достают колокольчики из большого бутафорского колокольчика, с удовольствием звенят ими под мелодичную музыку.

Движения под музыку

В любом возрасте дети, пожалуй, одинаково реагируют на веселую ритмичную музыку. Они начинают прыгать, выполнять какие-то непонятные движения руками и ногами. То же делают и годовалые малыши. Это трудно назвать танцем, но сколько радости проявляется в этой свободе движений, сколько положительных эмоций испытывают дети. Если не организовать малышей, на празднике получится сумбурная беготня, и кто-нибудь разобьет себе нос. Взрослые своим личным примером могут помочь малышам почувствовать взаимосвязь музыки и движения, выполняя простые движения: хлопки, притопы, кружения.

Видео-сюжет «Зашагали ножки»

«Зашагали ножки»
Нормальное качество:
скачать (0.6 Мб)

Высокое качество:
скачать (2.0 Мб).

Не надо принуждать детей делать то же самое, если они пока не проявляют достаточной активности. Со временем они всему научатся, глядя на любящих их взрослых. Отвлечь от баловства помогут атрибуты, с которыми можно потанцевать (цветочки, ленточки, платочки, погремушки).

Наблюдение за представлениями

Маленькие дети очень любят кукольный театр. Такие представления вызывают у них сильную эмоциональную реакцию и занимают их больше, чем выступления взрослых или других детей. На музыкальных праздниках дети приобретают «зрительский» опыт. Это происходит не сразу. Не так-то просто привлечь и удержать внимание малыша, а тем более заставить его принять участие в действии. Для этого при показах кукольных сценок нужно соблюдать некоторые правила.

  1. Показ должен быть коротким, в продолжение 3-5 минут.
  2. Сюжет показа должен быть доступным детям данного возраста. Текст должен произноситься короткими фразами, с использованием понятной детям лексики, четко, ясно и эмоционально.
  3. Действие показа должно быть динамичным.
  4. Использование приема диалога кукол с детьми (позвать или прогнать героя), звукоподражания.
  5. Предоставление малышам возможности для двигательных проявлений (похлопать, потопать, помахать руками, постучать и т. д.)

Конечно, не обойтись на празднике без выступлений взрослых. На новый год к детям обязательно придет Снегурочка, а на праздник игрушек — Мальвина или красивая кукла. Эту роль, как и роль ведущего, должен играть педагог с особенными артистическими данными. Хорошо знать весь сценарий и эмоционально сыграть свою роль мало, нужно уметь импровизировать, т. к. реакция малышей бывает порой непредсказуемой.

Украсят любой праздник выступления старших детей. Лучше всего воспринимаются маленькими зрителями танцевальные номера. Это яркое и праздничное зрелище. Некоторые малыши захотят принять участие в выступлении. Не надо им мешать, просто проследите за тем, чтобы их нечаянно не толкнули.

Слушание музыки

В раннем возрасте, прежде всего, формируется восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании, поскольку их исполнительская деятельность пока еще незначительна. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на нее. У маленьких детей эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько сопереживание ее содержания. Сколько внешние проявления ребенка, связанные с музыкой. Ему нравится благозвучие, и он заметно оживляется, радуется. Ни один праздник не обходится без музыки. Музыкальное оформление помогает создать нужный эмоциональный фон. Музыка оказывает сильнейшее воздействие на настроение ребенка. Она может успокоить или возбудить, заставить грустить или радоваться. Поэтому важно очень внимательно подойти к подбору музыкального сопровождения для детских игр, представлений и других моментов на празднике. Необходимо использовать музыку контрастного характера, разные по тембру и высоте музыкальные игрушки. Это поможет обогатить слуховой опыт детей. Музыка должна соответствовать возрасту. Мы бы посоветовали использовать аудиозаписи из серий «Классическая музыка для детей», «Музыка для малышей», «Малыш и классика», «Волшебные голоса природы» и др. Музыка не должна перевозбуждать детей, должна быть приятной для восприятия.

Хотелось бы отметить особое отношение малышей к пению взрослого, особенно акапельному. Красивый, нежный голос приковывает их внимание. Если у вас есть возможность, чаще пойте детям на занятиях и праздниках.

о сайте | тест | мастерские | задание | выпускная работа | наверх ↑