| |
Что такое раннее развитие?
Всего несколько лет назад термина «раннее развитие» просто не существовало, а сегодня нет, пожалуй, ни одного популярного журнала для родителей, на страницах которого не разворачивалась бы дискуссия: раннее развитие — это абсолютное благо или безусловное зло? Сегодня о раннем развитии не слышал, пожалуй, только очень ленивый. Популярные журналы и полки книжных магазинов пестрят книгами и советами, как научить кроху плавать раньше, чем ходить, читать и считать, как воспитать гения. Многочисленные курсы приглашают на занятия малышей, начиная от года.
За последние полтора-два десятилетия стало очевидно, что способности маленьких детей к обучению поистине безграничны. Были разработаны и успешно опробованы разные системы раннего развития, позволяющие научить младенцев читать, считать, плавать на длинные дистанции (системы Монтессори, Вальдорфа, Глена Домана, Зайцева, Никитина, Сузуки и т.д.). С каждым годом интерес родителей к различным системам раннего развития все более возрастает.
Так что же это — загадочное «раннее развитие»? Понятие «раннее развитие» до сих пор четко не сформулировано. Мы понимаем под ранним развитием ребенка создание таких условий развития, (развивающей среды), в которых малыш может полностью и своевременно реализовать свои способности. Иными словами, говоря о раннем развитии, мы имеем в виду, что ребенок будет развиваться не раньше соседского мальчика или девочки, а раньше, чем развивался бы он сам, если бы с ним не занимались.
Ведь стоит только начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще. Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо, то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой. Главное начать заниматься с ребенком, как уже отмечалось выше, своевременно.
Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Наша практика показывает, что ожидания и цели родителей и педагогов в отношении раннего развития очень часто не совпадают.
Главная проблема заключается в том, что под ранним развитием большинство родителей (да и педагогов) понимает интенсивную стимуляцию интеллекта малыша. Поэтому нередко родители, следуя школьной привычке, во что бы то ни стало стремятся добиться от чада ощутимого результата. Несомненно, находясь с самого раннего возраста в специальной обучающей среде, малыш может достичь очень высоких интеллектуальных результатов. В погоне за результатом родители нередко пытаются «объективно» оценивать «динамику» малыша, хваля за успехи и критикуя неудачи. В результате, ребенок действительно намного раньше сверстников начинает читать, писать, обладает солидной для своего возраста эрудицией. Вырастая, такой ребенок без особого труда справляется с программой начальных классов. Но если школьное задание или жизненная ситуация потребует творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, то ребенок растеряется. С возрастом он может стать неуверенным в себе, возникнет тревожность.
Таким образом, искреннее желание родителей обучать малыша буквально с пеленок может привести к тому, что у ребенка будет очень развит интеллект, но не будет сформирована самостоятельность и инициатива. С чем это может быть связано?
Это связано с тем, что формы, методы и содержание раннего образования только начинают формироваться; нередко родители, педагоги «ошколивают» раннее образование, которое не соответствует и не адекватно задачам развития в раннем возрасте. Как следствие этого, родители и педагоги, желая как можно больше привить малышу знаний, умений, принуждают детей заниматься различными играми, при этом навязывая цели и способы действия с обучающим материалом.
Хотя, по мнению психологов, наибольшую пользу приносят именно те игры, которые возникают по инициативе ребенка. Поэтому лучше организовать такую игровую ситуацию, которая увлечет детей, и они войдут в нее по собственному выбору. Среда, которая обеспечивает стимулирующими материалами (используемые свободным творческим образом), позволяет ребенку самостоятельно осваивать действительность в присущем ему темпе. Выборы, которые дети делают по своему усмотрению, обычно соответствуют уровню их развития и обеспечивают ранний опыт мышления альтернатив. Как умение сделать выбор придает силу взрослому, так же и правильно организованная практика выборов, осуществляемая ребенком, дает ему опыт произвольного поведения и принятия решений.
Таким образом, можно сказать, что ранее развитие — это:
- специально созданная среда, в которой живет кроха, наполненная интересными и необычными объектами, дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
- игры, сделанные именно для него родителями и педагогами, исходя из его интересов и возрастных возможностей.
- поощрение в ребенке стремления к «свободе»: самостоятельности, инициативности, выбору.
- это любовь и уважение к очаровательному крохе, который только начинает осваивать такой огромный мир!
Раннее развитие — это активная позиция родителей по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.
| | |