Перейти на главную страницу сайта «Мозаика развития»

Праздник в педагогическом процессе

Никто не станет спорить, что праздник — это хорошо, интересно, весело. Какова же его роль в педагогическом процессе? Во-первых, праздник — это источник позитивных эмоций, которые в свою очередь побуждают детей заниматься музыкальной деятельностью. Во-вторых, праздник дает возможность педагогу увидеть результаты работы по музыкальному воспитанию. К каким результатам мы стремимся? Проследим их относительно каждого вида детской деятельности на празднике.

Музыкальные игры с предметами и игрушками.

Организовывая музыкальные игры с предметами, мы помогаем детям ощутить взаимосвязь игровых действий с характером музыкального сопровождения. Развитие игрового действия происходит в двух направлениях:

  • По степени соотнесения действия с музыкой, ее темпом, характером, динамикой.
  • По наличию и развитию инициативного действия ребенка.

На первом этапе ребенок знакомится со свойствами предложенных игрушек, предметов и способами игровых действий с ними под музыку, выполняет действия по показу взрослых. Затем игровые действия ребенок выполняет по собственной инициативе, самостоятельно определяя их связь с музыкой.

Видео-сюжет «Игра с ложками»

«Игра с ложками»
Нормальное качество:
скачать (0.8 Мб)

Высокое качество:
скачать (2.9 Мб).

Видео-сюжет «Игра с ложками»

«Игра с ложками»
Нормальное качество:
скачать (0.7 Мб)

Высокое качество:
скачать (2.5 Мб).

Движения под музыку

Ребенок второго года жизни устанавливает также и первые взаимосвязи музыки и движения. Под плясовую мелодию он показывает ручки, хлопает, топает, начинает осваивать ходьбу и бег под музыку. В этом виде деятельности, как и в музыкальных играх, развитие детского действия оценивается:

  • По степени соотнесения движений с характером музыки.
  • По наличию двигательной инициативы.

Наблюдение за представлениями

Видео-сюжет «Котенок Тюша»

«Котенок Тюша»
Нормальное качество:
скачать (0.6 Мб)

Высокое качество:
скачать (2.2 Мб).

Присутствие на музыкальных праздниках — это, возможно, первый зрительский опыт наших малышей. Они учатся внимательно слушать и смотреть показы, эмоционально выражать свое отношение к героям представлений. Можно выделить несколько уровней детской активности во время представлений:

  • Ребенок не проявляет интереса к показу.
  • Смотрит с интересом, но участия в действии не принимает.
  • Занимает позицию активного зрителя, но действует по инструкции взрослых (эмоционально реагирует, отвечает на вопросы героев, выполняет их просьбы).
  • По собственной инициативе выполняет действия, не предусмотренные сценарием, но связанные с ним (аплодирует, называет героев, задает вопросы, подпевает, принимает участие в разных моментах праздника).

Слушание

На праздниках важно использовать музыку разного характера для того, чтобы побуждать детей проявлять соответствующие эмоциональные состояния: бодрое, задорное или ласковое, немного грустное. Можно выделить такие уровни восприятия музыки детьми раннего возраста:

  • Ребенок эмоционально одинаково реагирует на любую музыку.
  • Ребенок по-разному реагирует на музыку контрастного характера.

Уровень детской включенности — один из основных критериев развивающего образовательного процесса. Мы выделяем три уровня детской включенности.

  1. Низкий уровень. Ребенок плачет или занят чем-то, не связанным с происходящим на празднике (бегает, кричит, не обращает внимания на действие)/
  2. Средний уровень. Ребенок, в основном, занимает позицию зрителя. Внимательно смотрит показы, но в действиях участия не принимает. Выполняет действия по просьбе взрослых, по показу, без инициативы.
  3. Высокий уровень. Ребенок охотно принимает участие в действии. Действует не только по показу, но и по собственной инициативе.
о сайте | тест | мастерские | задание | выпускная работа | наверх ↑