| |
Праздник в педагогическом процессе
Никто не станет спорить, что праздник это хорошо, интересно, весело. Какова же его роль в педагогическом процессе? Во-первых, праздник это источник позитивных эмоций, которые в свою очередь побуждают детей заниматься музыкальной деятельностью. Во-вторых, праздник дает возможность педагогу увидеть результаты работы по музыкальному воспитанию. К каким результатам мы стремимся? Проследим их относительно каждого вида детской деятельности на празднике.
Музыкальные игры с предметами и игрушками.
Организовывая музыкальные игры с предметами, мы помогаем детям ощутить взаимосвязь игровых действий с характером музыкального сопровождения. Развитие игрового действия происходит в двух направлениях:
- По степени соотнесения действия с музыкой, ее темпом, характером, динамикой.
- По наличию и развитию инициативного действия ребенка.
На первом этапе ребенок знакомится со свойствами предложенных игрушек, предметов и способами игровых действий с ними под музыку, выполняет действия по показу взрослых. Затем игровые действия ребенок выполняет по собственной инициативе, самостоятельно определяя их связь с музыкой.
Видео-сюжет «Игра с ложками»
|
Нормальное качество:
скачать (0.8 Мб)
Высокое качество:
скачать (2.9 Мб).
|
Видео-сюжет «Игра с ложками»
|
Нормальное качество:
скачать (0.7 Мб)
Высокое качество:
скачать (2.5 Мб).
|
Движения под музыку
Ребенок второго года жизни устанавливает также и первые взаимосвязи музыки и движения. Под плясовую мелодию он показывает ручки, хлопает, топает, начинает осваивать ходьбу и бег под музыку. В этом виде деятельности, как и в музыкальных играх, развитие детского действия оценивается:
- По степени соотнесения движений с характером музыки.
- По наличию двигательной инициативы.
Наблюдение за представлениями
Видео-сюжет «Котенок Тюша»
|
Нормальное качество:
скачать (0.6 Мб)
Высокое качество:
скачать (2.2 Мб).
|
Присутствие на музыкальных праздниках это, возможно, первый зрительский опыт наших малышей. Они учатся внимательно слушать и смотреть показы, эмоционально выражать свое отношение к героям представлений. Можно выделить несколько уровней детской активности во время представлений:
- Ребенок не проявляет интереса к показу.
- Смотрит с интересом, но участия в действии не принимает.
- Занимает позицию активного зрителя, но действует по инструкции взрослых (эмоционально реагирует, отвечает на вопросы героев, выполняет их просьбы).
- По собственной инициативе выполняет действия, не предусмотренные сценарием, но связанные с ним (аплодирует, называет героев, задает вопросы, подпевает, принимает участие в разных моментах праздника).
Слушание
На праздниках важно использовать музыку разного характера для того, чтобы побуждать детей проявлять соответствующие эмоциональные состояния: бодрое, задорное или ласковое, немного грустное. Можно выделить такие уровни восприятия музыки детьми раннего возраста:
- Ребенок эмоционально одинаково реагирует на любую музыку.
- Ребенок по-разному реагирует на музыку контрастного характера.
Уровень детской включенности один из основных критериев развивающего образовательного процесса. Мы выделяем три уровня детской включенности.
- Низкий уровень. Ребенок плачет или занят чем-то, не связанным с происходящим на празднике (бегает, кричит, не обращает внимания на действие)/
- Средний уровень. Ребенок, в основном, занимает позицию зрителя. Внимательно смотрит показы, но в действиях участия не принимает. Выполняет действия по просьбе взрослых, по показу, без инициативы.
- Высокий уровень. Ребенок охотно принимает участие в действии. Действует не только по показу, но и по собственной инициативе.
| | |