| |
Что такое «родительская позиция»?
Порой, находясь на занятии, родители чувствуют себя не вполне уверенно, полагая, что это «территория педагога». Как следствие они могут сопротивляться попыткам вовлечь их во взаимодействие по самым разным мотивам, например:
- из-за неуверенности в том, что педагоги действительно хотят их помощи;
- из боязни совершить ошибку;
- от незнания того, что надо делать;
- из-за неуверенности в том, что у них есть, что предложить педагогу в качестве помощи и т.д.
Поэтому, организуя совместные с родителями занятия, педагог ставит своей целью улучшить понимание родителей о раннем развитии ребенка: что есть раннее развитие, что такое динамика развития и что ребенок получит в процессе обучения.
Чтобы достичь поставленной цели, мы пришли к выводу, что необходимо изменить формы активизации родителей в педагогический процесс. Это связано с тем, что родителям нужно не только сообщать педагогические и психологические знания, но и формировать их осознанную родительскую позицию.
Под осознанной родительской позицией мы понимаем умение родителя понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания, умение обеспечить выбор и инициативу ребенку, умение определять границы самостоятельности малыша. Это помогает выстроить динамику развития ребенка относительно его личных результатов и достижений, а не относительно результатов других детей.
Наша практика показывает, что, только непосредственно вовлекая родителя в образовательный процесс, можно научить видеть родителя «результат развития» своего ребенка.
Так что же такое «родительская позиция»?
Психология развития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны ро?дителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.
Родительские установки, или позиции, один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (по?зиций), стилей воспитания, а также их следствий формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
Мы позицию родителя рассматриваем как тип активности родителя во время занятия. Для нас важно то, как родительская активность проявляется в его действиях по отношению к ребенку, в т.ч. на занятиях. Под действием мы понимаем целенаправленную активность или включение либо невключение, намеренное наблюдение, после которого родитель делает какие либо заключения. Действие не всегда связано с видимой активностью. Если родитель делает выводы при наблюдении это тоже активность.
Анализ активности родителя во время занятия позволил выделить нам следующие позиции:
Родитель-помощник
Родитель помощник помогает педагогу проводить занятия, т.е. педагог организует деятельность таким образом, что родители выполняют все задания, действуя вместе с детьми, их руками, или дают для детей образец выполнения действия. При этом родитель выполняет все задания педагога теми же способами и приемами, что и педагог.
Положительный эффект: такая позиция родителя помогает педагогу в установлении с ребёнком психологического контакта. Ребёнок с большим удовольствием выполняет инструкции, подражает и совместно выполняет действия с близким взрослым.
Риск: родитель выполняет действие за ребёнка (делает то, что он может выполнить сам), не давая проявить ребёнку активность, самостоятельность, тем самым, тормозит его развитие.
Видео-сюжет «Родитель-помощник»
|
Нормальное качество:
скачать (0.7 Мб)
Высокое качество:
скачать (2.3 Мб).
|
Родитель-наблюдатель
Эта позиция характеризуется тем, что родитель не вмешивается в ход занятия, наблюдая за происходящим.
Положительный эффект: такая позиция родителя обеспечивает самостоятельное, независимое взаимодействие ребенка с другим взрослым и детьми. Родитель наблюдает за ходом занятия, анализирует его, в дальнейшем может использовать увиденные приемы, задания в общении и развитии своего ребёнка.
Риск: ребёнок, подражая родителю, малоактивен, плохо идёт на контакт. Родитель безучастен к происходящему на занятии, может заниматься посторонними делами, тем самым, мешает ходу занятия.
Видео-сюжет «Родитель-наблюдатель»
|
Нормальное качество:
скачать (0.1 Мб)
Высокое качество:
скачать (0.4 Мб).
|
Родитель-инициатор
Родитель включается в занятие, проводимое педагогом, с собственными инициативами, предложениями. Сконцентрировать внимание ребенка в раннем возрасте, на каком либо образовательном материале достаточно трудно, педагогу приходится прилагать огромные усилия. Родителям, которые, конечно же, лучше знают своего малыша, это по силам, поэтому предложения родителя по оптимизации занятия необходимы.
Положительный эффект: инициативой родитель поддерживает активность и самовыражение ребёнка, совместно с педагогом стремиться достичь поставленных целей.
Риск: своей инициативой родитель начинает вмешиваться в ход занятия, меняет его без согласования с педагогом, отвлекает от деятельности запланированной педагогом, стремиться продемонстрировать способности ребёнка (имеющиеся ЗУНы).
Видео-сюжет «Родитель-инициатор»
|
Нормальное качество:
скачать (1.6 Мб)
Высокое качество:
скачать (5.6 Мб).
|
В зависимости от целей поставленных педагогом на занятии родитель может занимать разные позиции. Во избежание нежелательных эффектов педагог должен предложить родителю занять ту позицию, которая наиболее выгодна для развития ребенка.
Мы выделяем несколько приемов, которые позволяют изменить ту позицию родителя, которая неприемлема для эффективного развития ребенка.
- Педагог предлагает родителю во время занятия провести наблюдение при помощи схемы. Так называемые схемы наблюдения педагог составляет сам, исходя из того, что хотел бы, чтобы увидел родитель. Например, в схеме заданы следующие вопросы: «Как вы считаете, что больше всего понравилось вашему ребенку на занятии? Не понравилось?», «Как вы считаете, что не получилось выполнить ребенку на занятии?», «К чему больше ребенок проявил интерес: к игрушке или к общению с педагогом?», «Как ребенок выполняет задание: самостоятельно, с помощью педагога или самостоятельно, но после помощи педагога?» и т.д. К вопросам предлагаются варианты ответов.
После занятия педагог обсуждает с родителем сделанные наблюдения.
- Педагог просит родителя фиксировать весь ход занятия. Этот прием позволяет родителю увидеть и понять структуру занятия, выделить интересные моменты в занятии (приемы, игры).
- Педагог специально организует такую игровую ситуацию, которая предполагает совместное действие родителя с ребенком, что позволяет родителю занять активную позицию в образовательной практике (родитель помощник, родитель инициатор).
- Педагог просит родителя в начале некоторых занятий показать, как делали с малышом то или иное упражнение дома.
- Педагог предлагает родителю закончить начатое им задание, что позволяет родителю совместное с педагогом решать какую либо образовательную проблему.
Таким образом, разные родительские позиции позволяют формировать у родителей умение самокритично оценивать себя как педагога, умение творчески применять полученные педагогические знания, умение обеспечить выбор ребенку, умение определять границы самостоятельности малыша, а также позиции позволяют встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, что особенно актуально для молодых родителей. От сформированности этих умений зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной и образовательной деятельности в дальнейшем.
| | |