| |
Почему с нуля, а не позже
Принцип «лучше поздно, чем никогда» в случае развития речи не срабатывает, наоборот, существует критический возраст, после которого человек уже не сможет заговорить. Итальянский педагог М. Монтессори назвала такие периоды «сенситивными». Они длятся определенное время и проходят безвозвратно.
Согласно исследованиям физиологов: в период до 3 лет мозг запрограммирован на интенсивное обучение: в это время происходит бурный рост мозговых клеток, активно формируются горизонтальные связи между полушариями мозга.
Откуда мозг знает, какие связи ему сохранить, а от каких можно избавиться?
Здесь-то и вступает жизненный опыт, полученный в раннем возрасте. Благодаря многократным повторениям, временные связи становятся постоянными. И наоборот, те связи, которые не используются вообще или используются слишком редко, скорее всего, будут разорваны.
Самый лучший способ помочь формированию нервных связей у детей обеспечить их тем, что им нужно: создать благоприятную предметно развивающую среду, окружить людьми, которые будут своевременно реагировать на их эмоциональные и интеллектуальные потребности. Функции нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается. «К трем годам жизни в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года жизни речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное». (Кольцова М.М.) Поэтому основная задача по развитию речи на этом возрастном этапе это предоставить ребенку соответствующую речевую среду и чем раньше, тем лучше. Пять-шесть лет тот период, после которого даже попадание в языковую атмосферу не поможет. Попав в соответствующую среду до 6 лет, малыш, если он здоров, рано или поздно заговорит. Но это не значит, что ему не нужно помогать!
Какой вывод из всего вышесказанного можно сделать? Надо активно «будить» мозг ребенка, начиная с его рождения и до трех лет, а после трех лет и до 10-11 активно поддерживать и укреплять созданные связи!
| | |