Перейти на главную страницу сайта «Мозаика развития»

Развитие речи малыша — игра?

Малыш пришел к нам не за тем, чтобы мы манипулировали им, не за тем, чтобы мы учили его. Он пришел к нам, чтобы жить, жить весело, интересно, спокойно, обрести друзей, реализовать себя в интересной ему деятельности. А это значит, мы будем играть.

Любые развивающие игры и занятия в этом возрасте должны вписываться в игровое пространство. Ведь это так интересно — научиться мяукать как котёнок, построить дорожку для медвежонка, а потом рассказать маме как мы спасали колобка от лисы. Но игра может быть игрой лишь в том случае, если вы отказываетесь от роли наставника и играете с малышом на равных. Иногда стоит лишь на секунду выйти из роли, взять фальшивую «взрослую» ноту, и кроха теряет к игре всякий интерес.

Педагогу необходимо создавать такие игровые ситуации, в которых ребенок может проявить собственную инициативу, сделать выбор, тем самым дать ему стимул для проявления речевой активности. Такие ситуации должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Занятие проводится в отдельном, лучше специальном помещении с одним или по необходимости с несколькими детьми.
  2. Не перенасыщайте предметную среду на занятии, постарайтесь использовать только тот игровой материал, который необходим для решения поставленных задач. Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом числе игрушек, т.к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна состоять в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.
  3. Длительность самого занятия, как специально организованного процесса, целесообразно ограничить до 20 минут. Но не следует ограничивать самостоятельные инициативные действия, которые возникают у детей после занятия. Наоборот, следует стимулировать такие действия, давая детям, возможность поиграть тем материалом, который использовался на занятии.
  4. Не старайтесь подчинить занятие определенной структуре. Создайте для ребенка обстановку, в которой он имеет возможность выбирать и словом подтверждать свой выбор. Старайтесь уловить интерес ребенка, и на этом интересе построить дальнейшую игру.
  5. Разговаривайте с малышом не «сверху вниз», а на одном уровне. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста…
  6. Не забывайте, что маленькому ребенку свойственно постигать мир при помощи чувств, эмоций и фантазий, причем постигать его целостно, во всей полноте, а не анализировать информацию, раскладывая ее «по полочкам». Малыш должен получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире.
  7. Если вы с тоскливым видом играете и поглядываете на часы, не обольщайтесь — из топора каши не получиться. Занимаясь с детьми раннего возраста, вы не должны забывать о том, что эмоции подкрепляют познание и усиливают активность восприятия.

Главными целями нашей работы по активизации и развитию детей раннего возраста мы считаем следующие:

  1. Создание ситуации для осуществления ребенком самостоятельных действий и проявление собственной речевой инициативы
  2. Вызвать у ребенка активное использование слова в качестве единственного адекватного средства общения.
  3. Формирование у ребенка начального детского лексикона (пассивного и активного).

ЭтапРекомендуемые темыЗадачи этапаРезультат
1 «Части тела», «Животные», «Бытовые процессы», «Домашние животные», «Игрушки», «Семья», «Предметы быта» 1. Установление и поддерживание доверительных отношений во время игр-занятий с взрослым.

2. Вызвать у ребенка потребность в общении со взрослым любыми доступными для него средствами, как вербальными так и невербальными.

3. Формирование умения в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, овладевая смысловой стороной речи.
1. Эмоциональное принятие взрослого в свой «ближний круг».

2. Ребенок умеет некоторое время фиксировать свое внимание на определенных движениях, действиях взрослого, его мимике, жестах и возможности подражать им.

3. Выполняет обращенные к нему простые речевые инструкции «Иди», «Дай», «Принеси», «Возьми» и т.д.
2 «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Транспорт», «Предлоги НА, В», сказка «Теремок» 1. Вызывать речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, как по побуждению взрослого, так и по собственной инициативе.

2. Расширять пассивный предметный и глагольный словарь с помощью предметных и сюжетных картинок.
1. Ребенок активно употребляет слова в виде звукоподражаний (облегченных слов) и начинает активно употреблять их в конкретных ситуациях общения. Начинает осваивать ситуативную речь (первые слова) как по побуждению взрослого, так и по собственной инициативе.

2. У ребенка возрастает пассивный словарный запас, ребенок понимает многие глаголы, основные прилагательные, некоторые местоимения.
3 Сказки, «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Предлоги ПОД, В, НА» Создание ситуации для осуществления ребенком самостоятельных действий и проявление собственной речевой инициативы. Ребенок осваивает самостоятельную инициативную речь в виде вопросов, побудительных высказываний, простейших диалогов, которые обращены сначала ко взрослым, а затем и к своим сверстникам.

Задачи по развитию активной речи ребенка решаются в соответствии с закономерностями ее развития в онтогенезе.

Стадия активной речи начинается с появлением у ребенка так называемой автономной речи. Ребенок использует аморфные слова — корни, и он в дальнейшем одним таким однокорневым словом обозначает целый ряд предметов.

На смену автономной речи приходит так называемая «телеграфная речь». Это одно- или двухсловные сочетания, играющие роль предложений. «Телеграфную речь» ребенок начинает осваивать после того, как употребление отдельных слов стало для него привычным делом.

«Телеграфный стиль» предполагает в основном использование существительных и глаголов, и лишь иногда — других частей речи. Ребенок сам конструирует словосочетания, которые представляют собой устойчивые речевые единицы, образование которых подчиняется некоторым грамматическим правилам.

Для эффективного решения поставленных задач очень большое значение имеет лексический материал, на котором строится игра. На первом этапе, когда максимальное значение уделяется смысловой стороне речи, целесообразно использовать темы, близкие к социальному окружению детей (например, «Части тела», «Предметы быта» и т.д.). На этапе вызывания первых слов у ребенка, на наш взгляд нужно использовать лексический материал, максимально похожий на первые автономные слова ребенка (например, звукоподражания животных, птиц, некоторых видов транспорта). На третьем этапе, который характеризуется тем, что малыш осваивает употребление отдельных слов, ребенок сам конструирует словосочетания, другими словами — осваивает «телеграфную речь». Мы предлагаем использовать короткие сказки и рассказы, понятные малышу. На последующих этапах занятии можно использовать любые темы, усложняя материал в зависимости от речевых возможностей ребенка.

Усвоил сколько или усвоил как…
(об оценке детской результативности)

Родители зачастую оценивают достижения своих детей в сравнении с соседскими мальчиками и девочками, либо с нормативными данными, о которых прочитали в журнале или учебнике. Хотим вас, уважаемый педагог, предостеречь от подобной ошибки и не измерять результаты своей работы, сравнивая детей. Оценивая темпы развития речи ребенка, не следует опираться на чужие достижения. Да, к году малышу хорошо бы произносить 10 слов. Так написано в учебнике. Но у Пети — 15, Насти — 7, а Марина — до сих пор молчит. Все мы разные, как ни банально это звучит. И дети тоже! Мы предлагаем не подсчитывать количество слов, сказанных малышом — ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной и живой ситуации воздействия с окружающим миром. А оценивать нужно насколько прочно вошло это слово в активный словарь малыша, как и в каких ситуациях, он употребляет его (только отвечая на просьбу «Скажи…», по побуждению взрослых или по собственной инициативе, в общении с близкими людьми, знакомыми взрослыми или своими сверстниками).

Поэтому, уровень речевого развития малыша мы предлагаем оценивать по следующим показателям:

  • Уровню активности речи ребенка.
    • Низкий — Ребенок предпочитает следовать за взрослым, использует слово только по побуждению взрослого, а не по собственной инициативе.
    • Средний — Самостоятельная речь детей в некоторой степени становится инициативной, хотя в значительной мере остается отраженной.
    • Высокий — Ребенок использует самостоятельную речь в виде побудительных высказываний, простейших вопросов и диалогов, обращенных как к взрослому, так и своим сверстникам.
  • По стадии активной речи.
    1. Появление облегченных слов (например, звукоподражания, отдельные аморфные слова).
    2. Отдельные аморфные слова в роли предложения. Начинают употреблять в лексике общеупотребительные слова.
    3. Объединение в одном предложении два аморфных слова.
    4. Рост предложения до 3 — 4 слов.

о сайте | тест | мастерские | задание | выпускная работа | наверх ↑