Перейти на главную страницу сайта «Мозаика развития»

Детская результативность на занятиях по английскому языку.
(или как узнать, что малыш понимает)

Говоря об изучении иностранного языка, каждый человек понимает, что главная цель этого процесса — научиться разговаривать, общаться на изучаемом языке. А ребенок 2 — 3 лет может научиться общению на английском языке? Да, может, но лишь в том случае, если он будет находиться в соответствующей языковой среде, т.е. жить в стране изучаемого языка, который так же поддерживают и его родители. Мы же говорим об ином процессе освоения английского языка, где не само общение является мотивом изучения языка, а интерес ребенка к специально созданным игровым коммуникативным ситуациям. Поэтому здесь можно выделить две главные цели изучения английского языка малышами:

  1. Преодоление детьми коммуникативного барьера (боязни, страха, неловкости по отношению к английскому языку).
  2. Проявление детьми образовательного интереса в ситуациях занятий по английскому языку.

Каждое занятие английским языком с малышами предполагает решение ряда определенных последовательных задач, которые, не смотря на то, что усложняются, тем не менее, имеют определенную цикличность, т.е. одни и те же задачи решаются при изучении каждой новой темы:

  1. Создание ситуации, способствующей появлению положительной мотивации к восприятию новых слов;
  2. Принятие детьми новых слов в качестве единиц общения;
  3. Применение детьми новой лексики в рамках коммуникативной ситуации;
  4. «Перенос» лексики на другие объекты (другие игрушки, картинки).

Очень эффективно использовать на занятиях по английскому языку с маленькими детьми постоянный сказочный игровой персонаж. Это способствует не только быстрой адаптации детей к непонятному языку (преодоление коммуникативного барьера), но и заведомо настраивает детей на определенные занятия. В своих занятиях я использую мягкого веселого лягушонка Кваки. Он очень нравиться ребятишками, потому что он такой же малыш и еще его можно трогать и играть с ним. Вместе с Кваки мы узнаем:

  1. Как можно здороваться и прощаться по-английски.
  2. Что есть на мордочке у Кваки и на личике у малышей (мое лицо).
  3. Как можно по-разному играть и веселиться (глаголы движения).
  4. Как зовут маленьких зверюшек, живущих в сказочном домике.
  5. И какого цвета краски (основные цвета).

Безусловно, тематику занятий можно изменять или же дополнять в зависимости от способностей детей и численной комплектации групп, но обязательно с учетом имеющегося детского опыта.

Цели, задачи и тематика занятий помогает определить уровни усвоения английского языка малышами. Педагог может отслеживать детскую результативность на каждом занятии, но следует заметить, что такие результаты не всегда достоверны. Дело в том, что некоторые дети элементарно могут еще только проходить процесс адаптации к педагогу, кто-то из детей по ряду причин пропустил несколько занятий, у ребенка по независящей от вас причине не самое лучшее настроение и т.п. Поэтому можно говорить, что целесообразно проверять детскую результативность по итогам изучения конкретной темы, а так же в конце года. Естественно, что результативность у детей в этом возрасте можно только пронаблюдать. Другие методы здесь просто неуместны. Вопрос в том, кто будет наблюдать. Ну, во первых, сам педагог по английскому языку. Это можно делать на так, называемых итоговых занятиях, где целью является увидеть возможность владения детьми пройденным тематическим материалом. На таких занятиях должны быть, прежде всего, использованы приемы и ситуации, стимулирующие детскую инициативу и активность, чтобы это было не своеобразным тестированием или контрольным срезом, а интересной деятельностью для ребенка.

Некоторые спонтанные проявления детских инициативных действий, связанных с изучением английского языка можно наблюдать в свободной деятельности. В этом случае никаких специальных ситуаций не создается, они возникают сами по себе или скорее их для себя обнаруживают именно сами дети. Лучшими помощниками таких наблюдений могут стать воспитатель на группе или же родители. С этой целью можно проводить регулярное анкетирование. Но не факт, что свидетелями проявления такой детской активности будут именно эти взрослые. Поэтому сам педагог может спланировать своеобразную свободную деятельность в среде, наполненной соответствующими играми и игрушками (инструментами) для выявления этой детской активности. Итак, проведены наблюдения на итоговом занятии, в свободной деятельности, опрошены родители. Что можно увидеть? Можно увидеть то, на каком уровне освоения английского языка находиться каждый из детей. Условно этих уровней три:

  1. Низкий. Характерно: Ребенок слушает, эмоционально реагирует на яркие сюрпризные ситуации. Причем, эмоции могут быть как положительные, так и отрицательные в виде проявления негативизма. При этом малыш не проявляет интереса к деятельности (ни к двигательной, ни к речевой).
  2. Средний. Характерно: Ребенок адекватно эмоционально реагирует на все ситуации занятия, проявляет интерес к предметам и игрушкам, которые демонстрируются и предлагаются детям в ходе занятия. Малыш принимает и выполняет условия игр, проявляя необходимую двигательную и речевую активность.
  3. Высокий. Характерно: Речевая, двигательная и эмоциональная активность ребенка адекватна и соответствует ситуациям занятия. Малыш проявляет интерес к ситуациям, требующим от него определенного выбора и активности. Кроме этого, вне занятия ребенок может продолжать игру, используя знакомые слова и выражения при наличии тех же игрушек и материала, которые использовались на занятии и обнаруживать, что уже известные игрушки и предметы могут называться по-английски.

о сайте | тест | мастерские | задание | выпускная работа | наверх ↑